Страницы

четверг, 26 марта 2015 г.

Философское у детей

Читаю экслеровский форум "от 2х до 5ти" в числе прочих одна фраза:

Сегодняшнее:"Мам, и откуда, интересно, в ваши головы пришла идея мыть меня мылом по лицу?!" (жаль, что в инете нельзя передать интонацию, с которой это было сказано...)
Что, дети стали умнее? Может, но у меня другая мысль. Они всегда были умными, просто сейчас повысившийся общий уровень образования или так, усложнившиеся речевые конструкции дают возможность для раннего толчка лингвообразования, да и штампы в нашей речи настолько многочисленны и разнообразны, что ребенок только чувствуя похожесть ситуации выдает гениальное (ранее, когда-то, сформулированное родителями). Что на форуме сказал Вжик: "Ребенок пока общается только при помощи ранее слышанных фраз, употребляемых в соответствующем контексте, т.е. если ситуация соответствует, то выдает клише."

* Оттуда же и, по-моему, гениальное:
"Из разговора с младшим (3г8м): <начинает ребёнок>
- Когда человек умирает его душа попадает к Волку.
- Какому Волку?
- Какому, какому - Серому. Она в него залезает и живет. У нее зубы есть. Когда Волк ест, еда в живот проваливается, и она там ам-ам-ам. Это такая злая душа.
- А если добрая?
- Если добрая, то у нее рта нет.
- А злая душа это какая?
- Это вот когда ругаются злая душа. Ну вот ты, папа...
- А как душа в Волка попадает?
- Когда человек ест много-много, то он лопнет, и живот разорвется, и душа вылезет, и другой человек её - бах - вот так, чтоб она полетела (показывает движение как при стрельбе из лука). Она полетит прямо в лес и попадет в Волка.
- А может душа не в Волка попасть?
- Может попасть в поросенка. Если добрая такая, в лес не полетит - попадет в поросенка."

Архетипы, мифотворчество, социальное конструирование... Просто М.Липман и Н.С.Юлина "Философия для детей"

Комментариев нет:

Отправить комментарий